Психологические тесты
Тип референции
Этот тест мы используем в основном для того, чтобы понять, является ли кандидат ответственным человеком. Здесь можно с довольно большой долей вероятности прогнозировать, будет ли он брать ответственность на себя за достигнутые им результаты или же станет постоянно ссылаться на помеху каких-то внешних обстоятельств, влияние «не сезона», третьих лиц и т.п. А кроме того, будет ли он ждать помощи извне или постарается сам решать возникающие проблемы; на чью оценку он будет более полагаться – свою или других людей. Также результат теста укажет на степень уверенности в себе, силу личности и уровень зрелости.
Описание теста.
В основу определения данной методики положены 2 предпосылки:
1. Люди различаются между собой по тому, как и где они локализуют контроль над значительными для себя событиями. Возможны два полярных типа такой локализации: экстернальный и интернальный соответствуют внешней и внутренней референции). В первом случае человек полагает, что происходящие с ним события являются результатом действия внешних сил – случая, других людей и т. д. Во втором случае человек интерпретирует значимые события как результат своей собственной деятельности. Любому человеку свойственна определенная позиция на континууме, простирающемся от экстернального к интернальному типу.
2. Локус контроля, характерный для индивида, универсален по отношению к любым типам событий и ситуаций, с которыми ему приходится сталкиваться. Один и тот же тип контроля характеризует поведение данной личности в случае неудач и в сфере достижений, причем это в равной степени касается различных областей социальной жизни.
Тест Тип референции
Фамилия Имя Отчество ___________________________________________________________
Инструкция: Вам будет предложено 44 утверждения, касающихся различных сторон жизни и отношения к ним. Оцените, пожалуйста, степень своего согласия или несогласия с приведенными утверждениями по 6-ти бальной шкале:
полное -3 -2 -1 1 2 3 полное
несогласие согласие
т.е. обведите против каждого утверждения один из 6-ти предложенных баллов. Будьте, пожалуйста, внимательны и искренни. Спасибо.
Продвижение по службе больше зависит от удачного стечения обстоятельств, чем от способностей и усилий человека |
-3 |
-2 |
-1 |
1 |
2 |
3 |
|
Большинство разводов происходит из-за того, что люди не захотели приспособиться друг к другу |
-3 |
-2 |
-1 |
1 |
2 |
3 |
|
Болезнь – дело случая; если уж суждено заболеть, то ничего не поделаешь |
-3 |
-2 |
-1 |
1 |
2 |
3 |
|
Люди оказываются одинокими из-за того, что сами не проявляют интереса и дружелюбия к окружающим |
-3 |
-2 |
-1 |
1 |
2 |
3 |
|
Осуществление моих желаний часто зависит от везения |
-3 |
-2 |
-1 |
1 |
2 |
3 |
|
Бесполезно предпринимать усилия для того, чтобы завоевать симпатию других людей |
-3 |
-2 |
-1 |
1 |
2 |
3 |
|
Внешние обстоятельства – родители и благосостояние – влияют на семейное счастье не меньше, чем отношения супругов |
-3 |
-2 |
-1 |
1 |
2 |
3 |
|
Я часто чувствую, что мало влияю на то, что происходит со мной |
-3 |
-2 |
-1 |
1 |
2 |
3 |
|
Как правило, руководство оказывается более эффективным, когда полностью контролирует действия подчиненных, а не полагается на их самостоятельность |
-3 |
-2 |
-1 |
1 |
2 |
3 |
|
10. |
Мои отметки в школе часто зависели от случайных обстоятельств (например, от настроения учителя), чем от моих собственных усилий |
-3 |
-2 |
-1 |
1 |
2 |
3 |
11. |
Когда я строю планы, то я, в общем, верю, что смогу их осуществить |
-3 |
-2 |
-1 |
1 |
2 |
3 |
12. |
То, что многим людям кажется удачей или везением, на самом деле является результатом долгих целенаправленных усилий |
-3 |
-2 |
-1 |
1 |
2 |
3 |
13. |
Думаю, что правильный образ жизни может больше помочь здоровью, чем врачи и лекарства |
-3 |
-2 |
-1 |
1 |
2 |
3 |
14. |
Если люди не подходят друг другу, то, как бы они не старались, наладить семейную жизнь они все равно не смогут |
-3 |
-2 |
-1 |
1 |
2 |
3 |
15. |
То хорошее, что я делаю, обычно бывает по достоинству оценено другими |
-3 |
-2 |
-1 |
1 |
2 |
3 |
16. |
Дети вырастают такими, какими их воспитывают родители |
-3 |
-2 |
-1 |
1 |
2 |
3 |
17. |
Думаю, что случай или судьба не играют важной роли в моей жизни |
-3 |
-2 |
-1 |
1 |
2 |
3 |
18. |
Я стараюсь не планировать далеко вперед, потому что многое зависит от того, как сложатся обстоятельства |
-3 |
-2 |
-1 |
1 |
2 |
3 |
19. |
Мои отметки в школе больше всего зависели от моих усилий и степени подготовленности |
-3 |
-2 |
-1 |
1 |
2 |
3 |
20. |
В семейных конфликтах я чаще чувствую вину за собой, чем за противоположной стороной |
-3 |
-2 |
-1 |
1 |
2 |
3 |
21. |
Жизнь большинства людей зависит от стечения обстоятельств |
-3 |
-2 |
-1 |
1 |
2 |
3 |
22. |
Я предпочитаю такое руководство, при котором можно самостоятельно определять, что и как делать |
-3 |
-2 |
-1 |
1 |
2 |
3 |
23. |
Думаю, что мой образ жизни ни в коей мере не является причиной моих болезней |
-3 |
-2 |
-1 |
1 |
2 |
3 |
24. |
Как правило, именно неудачное стечение обстоятельств мешает людям добиться успеха в своем деле |
-3 |
-2 |
-1 |
1 |
2 |
3 |
25. |
В конце концов, за плохое управление организацией ответственны сами люди, которые в ней работают |
-3 |
-2 |
-1 |
1 |
2 |
3 |
26. |
Я часто чувствую, что ничего не могу изменить в сложившихся отношениях в семье |
-3 |
-2 |
-1 |
1 |
2 |
3 |
27. |
Если я очень захочу, то смогу расположить к себе почти любого |
-3 |
-2 |
-1 |
1 |
2 |
3 |
28. |
На подрастающее поколение влияет так много разных обстоятельств, что усилия родителей по их воспитанию часто оказываются бесполезными |
-3 |
-2 |
-1 |
1 |
2 |
3 |
29. |
То, что со мной случается, — это дело моих собственных рук |
-3 |
-2 |
-1 |
1 |
2 |
3 |
30. |
Трудно бывает понять, почему руководители поступают так, а не иначе |
-3 |
-2 |
-1 |
1 |
2 |
3 |
31. |
Человек, который не смог добиться успеха в своей работе, скорее всего не проявил достаточно усилий |
-3 |
-2 |
-1 |
1 |
2 |
3 |
32. |
Чаще всего я могу добиться от членов моей семьи всего, что я хочу |
-3 |
-2 |
-1 |
1 |
2 |
3 |
33. |
В неприятностях и неудачах, которые были в моей жизни, чаще бывали виноваты другие люди, чем я сам |
-3 |
-2 |
-1 |
1 |
2 |
3 |
34. |
Ребенка всегда можно уберечь от простуды |
-3 |
-2 |
-1 |
1 |
2 |
3 |
35. |
В сложных обстоятельствах я предпочитаю подождать, пока проблемы разрешаться сами собой |
-3 |
-2 |
-1 |
1 |
2 |
3 |
36. |
Успех является результатом упорной работы и мало зависит от случая или везения |
-3 |
-2 |
-1 |
1 |
2 |
3 |
37. |
Я чувствую, что от меня больше, чем от кого бы то ни было, зависит счастье моей семьи |
-3 |
-2 |
-1 |
1 |
2 |
3 |
38. |
Мне всегда было трудно понять, почему я нравлюсь одним людям и не нравлюсь другим |
-3 |
-2 |
-1 |
1 |
2 |
3 |
39. |
Я всегда предпочитаю принять решение и действовать самостоятельно, а не надеяться на помощь других людей или везение |
-3 |
-2 |
-1 |
1 |
2 |
3 |
40. |
К сожалению, заслуги человека часто остаются непризнанными, не смотря на все его старания |
-3 |
-2 |
-1 |
1 |
2 |
3 |
41. |
В семейной жизни бывают такие ситуации, которые невозможно разрешить даже при самом сильном желании |
-3 |
-2 |
-1 |
1 |
2 |
3 |
42. |
Способные люди, не сумевшие реализовать свои возможности, должны винить в этом только самих себя |
-3 |
-2 |
-1 |
1 |
2 |
3 |
43. |
Многие мои успехи были возможны только благодаря помощи других людей |
-3 |
-2 |
-1 |
1 |
2 |
3 |
44. |
Большинство неудач в моей жизни произошло от неумения, незнания или лени и мало что зависело от везения или невезения |
-3 |
-2 |
-1 |
1 |
2 |
3 |
Методика диагностики уровня субъективного контроля по Дж. Роттеру
Ключ к тесту:
1 этап: подсчет «сырых» баллов. При составлении итоговой суммы, вопросы, указанные в строке «+» берутся со знаком Вашего балла, а вопросы, указанные в строке «-», изменяют знак Вашего балла на противоположный.
+ |
2, 4, 11, 12, 13, 15, 16, 17, 19, 20, 22, 25, 27, 29, 31, 32, 34, 36, 37, 39, 42, 44 |
— |
1, 3, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 14, 18, 21, 23, 24, 26, 28, 30, 33, 35, 38, 40, 41, 43 |
2 этап: для удобства интерпретации переводим баллы в стены
Баллы |
Стены |
|
от -132 | до -13 | 1 |
-13 | -2 | 2 |
-2 | 10 | 3 |
10 | 22 | 4 |
22 | 33 | 5 |
33 | 45 | 6 |
45 | 57 | 7 |
57 | 69 | 8 |
69 | 80 | 9 |
80 | 132 | 10 |
Анализ результата:
Нормальным значением считается 5,5 стенов. Отклонение результатов теста в большую сторону от 5,5 свидетельствует об интернальном типе контроля, в меньшую – об экстернальном. Высокий показатель соответствует высокому уровню субъективного контроля над любыми значимыми ситуациями. Такие люди считают, что большинство важных событий в их жизни является результатом их собственных действий, что они могут ими управлять, и, таким образом, они чувствуют свою собственную ответственность за эти события и за то, как складывается их жизнь в целом. Низкий показатель соответствует низкому уровню субъективного контроля. Такие люди не видят связи между своими действиями и значимыми для них событиями жизни, не считают себя способными контролировать эту связь и полагают, что большинство событий и поступков являются результатом случая или действий других людей.
Исследование самооценок людей с разными типами субъективного контроля (или референции) показало, что люди с низкими показателями характеризуют себя как эгоистичных, зависимых, нерешительных, несправедливых, суетливых, неуверенных, несамостоятельных, раздражительных. Люди с высоким показателем считают себя добрыми, независимыми, решительными, справедливыми, способными, дружелюбными, честными, самостоятельными, невозмутимыми. Т.е., показатель субъективного контроля дополнительно связан с ощущением человеком своей силы, достоинства, ответственности за происходящее, с самоуважением, социальной зрелостью и самостоятельностью личности.