Психологические тесты
Поведение в конфликтной ситуации
Несмотря на название, этот тест можно использовать не только для определения того, как человек поведет себя в ситуации конфликта. Он вообще хорошо показывает, какова основная стратегия поведения будущего сотрудника: будет ли он настаивать исключительно на своем видении ситуации, или предпочтет сотрудничать с остальными при принятии решения, или же вообще будет избегать ситуаций, вызывающих противоречия, предоставляя все решать другим и т.п. Это особенно важно для кандидатов на должности, предполагающие большое количество переговоров, т.к. его поведение будет влиять и на успешность компании, и на ее репутацию у контрагентов. Также большое значение этот показатель имеет для руководителей структурных подразделений.
Описание теста.
В своем подходе к изучению конфликтных явлений К. Томас делал акцент на изменении традиционного отношения к конфликтам. Указывая, что на ранних этапах их изучения широко использовался термин «разрешение конфликтов», он подчеркивал, что термин подразумевает, что конфликт можно и необходимо разрешать или элиминировать.
Целью разрешения конфликтов, таким образом, было некоторое идеальное бесконфликтное состояние, где люди работают в полной гармонии. Однако в последнее время произошло существенное изменение в отношении специалистов к этому аспекту исследования конфликтов. Оно было вызвано, по мнению К. Томаса, по меньшей мере двумя обстоятельствами: осознанием тщетности усилий по полной элиминации конфликтов, увеличением числа исследований, указывающих на позитивные функции конфликтов. Отсюда, по мысли автора, ударение должно быть перенесено с элиминирования конфликтов на управление ими. В соответствии с этим К. Томас считает нужным сконцентрировать внимание на следующих аспектах изучения конфликтов: какие формы поведения в конфликтных ситуациях характерны для людей, какие из них являются более продуктивными или деструктивными; каким образом возможно стимулировать продуктивное поведение.
Для описания типов поведения людей в конфликтных ситуациях К. Томас считает применимой двухмерную модель регулирования конфликтов, основополагающими измерениями в которой являются кооперация, связанная с вниманием человека к интересам других людей, вовлеченных в конфликт, и напористость, для которой характерен акцент на защите собственных интересов. Соответственно этим двум основным измерениям К. Томас выделяет следующие способы регулирования конфликтов:
— соревнование (конкуренция) как стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому;
— приспособление, означающее в противоположность соперничеству, принесение в жертву собственных интересов ради другого;
— компромисс;
— избегание, для которого характерно как отсутствие стремления к кооперации, так и отсутствие тенденции к достижению собственных целей;
— сотрудничество, когда участники ситуации приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон.
К. Томас считает, что при избегании конфликта ни одна из сторон не достигает успеха; при таких формах поведения, как конкуренция, приспособление и компромисс, или один из участников оказывается в выигрыше, а другой проигрывает, или оба проигрывают, так как идут на компромиссные уступки. И только в ситуации сотрудничества обе стороны оказываются в выигрыше.
В своем опроснике по выявлению типичных форм поведения К. Томас описывает каждый из пяти перечисленных возможных вариантов 12 суждениями о поведении индивида в конфликтной ситуации. В различных сочетаниях они сгруппированы в 30 пар, в каждой из которых респонденту предлагается выбрать то суждение, которое является наиболее типичным для характеристики его поведения.
К. Томас считает, что при избегании конфликта ни одна из сторон не достигает успеха; при таких формах поведения, как конкуренция, приспособление и компромисс, или один из участников оказывается в выигрыше, а другой проигрывает, или оба проигрывают, так как идут на компромиссные уступки. И только в ситуации сотрудничества обе стороны оказываются в выигрыше.
В своем опроснике по выявлению типичных форм поведения К. Томас описывает каждый из пяти перечисленных возможных вариантов 12 суждениями о поведении индивида в конфликтной ситуации. В различных сочетаниях они сгруппированы в 30 пар, в каждой из которых респонденту предлагается выбрать то суждение, которое является наиболее типичным для характеристики его поведения.
Тест Поведение в конфликтной ситуации
Фамилия Имя Отчество ________________________________________________________
1. | А | Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса. |
Б | Чем обсуждать то, в чем мы расходимся, я стараюсь обратить внимание на то, с чем мы оба не согласны. | |
2. | А | Я стараюсь найти компромиссное решение. |
Б | Я пытаюсь уладить дело с учетом интересов другого и моих собственных. | |
3. | А | Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего. |
Б | Я стараюсь успокоить другого и главным образом сохранить наши отношения. | |
4. | А | Я стараюсь найти компромиссное решение. |
Б | Иногда я жертвую своими собственными интересами ради интересов другого человека. | |
5. | А | Улаживая спорную ситуацию, я все время стараюсь найти поддержку у другого. |
Б | Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности. | |
6. | А | Я пытаюсь избежать возникновения неприятностей для себя. |
Б | Я стараюсь добиться своего. | |
7. | А | Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно. |
Б | Я считаю возможным в чем-то уступить, чтобы добиться другого. | |
8. | А | Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего. |
Б | Я первым делом стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и вопросы. | |
9. | А | Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий. |
Б | Я предпринимаю усилия, чтобы добиться своего. | |
10. | А | Я твердо стремлюсь достичь своего. |
Б | Я пытаюсь найти компромиссное решение. | |
11. | А | Я первым делом стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и вопросы. |
Б | Я стараюсь успокоить другого и главным образом сохранить наши отношения. | |
12. | А | Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры. |
Б | Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет мне навстречу. | |
13. | А | Я предлагаю среднюю позицию. |
Б | Я настаиваю, чтобы было сделано по-моему. | |
14. | А | Я сообщаю другому свою точку зрения и спрашиваю о его взглядах. |
Б | Я пытаюсь показать другому логику и преимущества моих взглядов. | |
15. | А | Я стараюсь успокоить другого и главным образом сохранить наши отношения. |
Б | Я стараюсь сделать все необходимое, чтобы избежать напряженности. | |
16. | А | Я стараюсь не задеть чувств другого. |
Б | Я пытаюсь убедить другого в преимуществах моей позиции. | |
17. | А | Обычно я настойчиво стараюсь добиться своего. |
Б | Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности. | |
18. | А | Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем. |
Б | Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет мне навстречу. | |
19. | А | Я первым делом стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и вопросы. |
Б | Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно. | |
20. | А | Я пытаюсь немедленно преодолеть наши разногласия. |
Б | Я стараюсь найти наилучшее сочетание выгод и потерь для нас обоих. | |
21. | А | Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого. |
Б | Я всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблемы. | |
22. | А | Я пытаюсь найти позицию, которая находится посредине между моей позицией и точкой зрения другого человека. |
Б | Я отстаиваю свои желания. | |
23. | А | Как правило, я озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас. |
Б | Иногда я представляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорн6ого вопроса. | |
24. | А | Если позиция другого кажется ему очень важной, я постараюсь пойти навстречу его желаниям. |
Б | Я стараюсь убедить другого прийти к компромиссу. | |
25. | А | Я пытаюсь показать другому логику и преимущества моих взглядом. |
Б | Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого. | |
26. | А | Я предлагаю среднюю позицию. |
Б | Я почти всегда озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас. | |
27. | А | Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры. |
Б | Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем. | |
28. | А | Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего. |
Б | Улаживая ситуацию, я обычно стараюсь найти поддержку у другого. | |
29. | А | Я предлагаю среднюю позицию. |
Б | Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий. | |
30. | А | Я стараюсь не задеть чувств другого. |
Б | Я всегда занимаю такую позицию в спорном вопросе, чтобы мы совместно с другим заинтересованным человеком могли добиться успеха. |
Тест «Определение стиля поведения в ситуации конфликта» Томаса-Килманна
Инструкция: Подумайте о ситуациях, в которых Ваши желания отличаются от желаний другого человека. Как Вы обычно ведете себя в таких ситуациях?
Ниже приведены 30 пар высказываний, описывающих варианты возможного поведения в конфликтных ситуациях. В каждой из пар выделите вариант А или В, более характерный для Вашего поведения.
Во многих случаях оба из предложенных вариантов могут оказаться для Вас нетипичными; если это так, выделите тот из них, которым бы Вы воспользовались с большей вероятностью.
Ключ к тесту:
№ |
Соперничест-во |
Сотрудни-чество |
Компромисс |
Избегание |
Приспособле-ние |
|
А |
Б |
|||
|
Б |
А |
|||
|
А |
Б |
|||
|
А |
Б |
|||
|
А |
Б |
|||
|
Б |
А |
|||
|
Б |
А |
|||
|
А |
Б |
|||
|
Б |
А |
|||
10. |
А |
Б |
|||
11. |
А |
Б |
|||
12. |
Б |
А |
|||
13. |
Б |
А |
|||
14. |
Б |
А |
|||
15. |
Б |
А |
|||
16. |
Б |
А |
|||
17. |
А |
Б |
|||
18. |
Б |
А |
|||
19. |
А |
Б |
|||
20. |
А |
Б |
|||
21. |
Б |
А |
|||
22. |
Б |
А |
|||
23. |
А |
Б |
|||
24. |
Б |
А |
|||
25. |
А |
Б |
|||
26. |
Б |
А |
|||
27. |
А |
Б |
|||
28. |
А |
Б |
|||
29. |
А |
Б |
|||
30. |
Б |
А |
Анализ результата:
Количество баллов, набранных индивидом по каждой шкале, дает представление о выраженности у него тенденции к проявлению соответствующих форм поведения в конфликтных ситуациях.
Тест можно использовать и в групповом варианте.