Психологические тесты
Оценка профессиональной дезадаптации
Равновесие между человеком и профессиональной средой, достигнутое в процессе профессиональной адаптации, не представляет собой некоего статичного состояния. Изменение профессиональной среды, связанное, например, с изменением технологии, с приходом нового руководителя, с приобретением новой профессии или вступлением в новую должность, с переходом в другой цех или на другое предприятие, а также изменение потребностей, возможностей и целей самого человека могут привести к серьезным изменениям в отношении человека к профессии и даже к такому явлению, как профессиональная дезадаптация. Поэтому все чаще менеджеры по персоналу сталкиваются с необходимостью проведения адаптации сотрудников к новой профессии или профессиональной реадаптации к изменившимся условиям труда.
Дезадаптация может возникнуть вследствие кратковременных и сильных воздействий среды на человека или под влиянием менее интенсивных, но продолжительных воздействий. Дезадаптация проявляется в различных нарушениях деятельности: в снижении производительности труда и его качества, в нарушениях дисциплины труда, в повышении аварийности и травматизма. Критериями психофизиологической адаптации считаются состояние здоровья, настроение, тревожность, степень утомляемости, активность поведения. Стойкие нарушения психической адаптации проявляются в клинически выраженных психопатологических синдромах и/или отказе от деятельности.
Подчас менеджеру по персоналу требуется оценить уровень психологической и физиологической профессиональной дезадаптации. Для этого можно использовать опросник «Оценка профессиональной дезадаптации». Этот опросник разработан О. Н. Родиной для оценки рабочего состояния сборщиц микросхем и адаптирован для широкого применения (оценки состояния рабочих различных профессий) М. А. Дмитриевой. Опрос может проводиться как индивидуально, так и в группе. Испытуемым зачитывают инструкцию и просят заполнить бланки для ответов.
ОПРОСНИК ДЛЯ ОЦЕНКИ
ПРОЯВЛЕНИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ
Инструкция. Пожалуйста, внимательно прочитайте утверждения. Оцените, насколько они соответствуют вашему состоянию. Проставьте отметку (+) в соответствующей колонке. Постарайтесь не тратить много времени на обдумывание, отвечайте быстро. Возможно, некоторые утверждения вызовут у вас затруднение, в этом случае поставьте отметку в графе «Соответствует частично». Но старайтесь давать более определенный ответ.
Бланк ответов
№ |
Утверждение |
Соответствует |
Соответствует |
Не соответствует |
1 |
Чаще всего у меня хорошее самочувствие | |||
2 |
Обычно у меня хорошее настроение | |||
3 |
У меня много различных интересов помимо работы | |||
4 |
Я стал раздражительным | |||
5 |
Я стал чаще болеть в последнее время | |||
6 |
Мне нравится работать в коллективе | |||
7 |
У меня постоянно меняется настроение | |||
8 |
В последнее время я чувствую общее недомогание | |||
9 |
У меня ровный и спокойный характер | |||
10 |
Меня часто одолевают мрачные мысли | |||
11 |
Мои близкие стали замечать, что у меня портится характер | |||
12 |
Мне стало трудно общаться с новыми людьми | |||
13 |
У меня часто бывает подавленное настроение | |||
14 |
В последнее время меня стали раздражать вещи, к которым я раньше относился спокойно | |||
15 |
Я стал вялым и безразличным | |||
16 |
Я часто бываю веселым и общительным | |||
17 |
Мне стало неприятно бывать в местах, где собирается много людей | |||
18 |
Я стал часто ссориться со своими родными и коллегами | |||
19 |
В последнее время мне реже, чем обычно, хочется встречаться со своими знакомыми | |||
20 |
Я с удовольствием прихожу на работу | |||
21 |
Моя работа мне перестала нравиться | |||
22 |
Обычно я работаю легко, без напряжения | |||
23 |
В начале смены мне трудно собраться с силами, чтобы начать работу | |||
24 |
Во время работы я часто отвлекаюсь и забываю, что нахожусь на рабочем месте | |||
25 |
Мне всегда хочется как можно быстрее закончить работу и уйти домой | |||
26 |
Мой рабочий день обычно пролетает незаметно | |||
27 |
Я без труда справляюсь с нормой | |||
28 |
Мне часто приходится заставлять себя работать внимательнее | |||
29 |
В последнее время мне стало труднее работать | |||
30 |
Я часто ловлю себя на мысли, что мне просто ничего не хочется | |||
31 |
Я стал пассивным | |||
32 |
Я стал забывчивым | |||
33 |
Мне трудно удержать в памяти даже те дела, которые надо сделать сегодня | |||
34 |
После работы я всегда чувствую себя разбитым | |||
35 |
В свободное время мне ничем не хочется заниматься, а только лечь и отдохнуть | |||
36 |
При чтении книги на меня нападает сонливость | |||
37 |
Когда я читаю, мне приходится напрягать глаза | |||
38 |
Я постоянно испытываю неприятные ощущения в глазах | |||
39 |
В последнее время я стал хуже видеть | |||
40 |
Меня мучают боли в висках и во лбу | |||
41 |
Когда я работаю, у меня почти все время болят спина и шея | |||
42 |
У меня отекают ноги | |||
43 |
У меня иногда возникает ощущение тошноты | |||
44 |
У меня часто болит голова | |||
45 |
У меня бывают головокружения | |||
46 |
Я чувствую постоянную тяжесть в голове | |||
47 |
У меня бывает ощущение шума или звона в ушах | |||
48 |
Иногда у меня перед глазами как будто летают блестящие мушки | |||
49 |
У меня бывают приступы сердцебиения | |||
50 |
У меня появилась одышка | |||
51 |
Иногда у меня бывает ощущение, что мне трудно вдохнуть | |||
52 |
Я стал часто покрываться испариной | |||
53 |
У меня легко потеют ладони | |||
54 |
У меня часто выступают красные пятна на шее и щеках | |||
55 |
Я легко засыпаю ночью | |||
56 |
Я постоянно хочу спать днем | |||
57 |
Обычно я сплю крепко | |||
58 |
У меня чаще всего беспокойный сон | |||
59 |
После пробуждения я засыпаю с трудом | |||
60 |
Утром мне трудно проснуться | |||
61 |
После сна я обычно встаю вялым, плохо отдохнувшим | |||
62 |
У меня часто бывает бессонница | |||
63 |
Я все время чувствую себя усталым | |||
64 |
Я чувствую себя абсолютно здоровым человеком |
Обработка результатов
Сопоставьте ответы испытуемого с ключом. Каждый совпадающий с ключом ответ оценивается двумя баллами, ответ «Соответствует частично» оценивается одним баллом.
Ключ для подсчета результатов
1 |
нет |
9 |
нет |
17 |
да |
25 |
да |
33 |
да |
41 |
да |
49 |
да |
57 |
нет |
2 |
нет |
10 |
да |
18 |
да |
26 |
нет |
34 |
да |
42 |
да |
50 |
да |
58 |
да |
3 |
нет |
11 |
да |
19 |
да |
27 |
нет |
35 |
да |
43 |
да |
51 |
да |
59 |
да |
4 |
да |
12 |
да |
20 |
нет |
28 |
да |
36 |
да |
44 |
да |
52 |
да |
60 |
да |
5 |
да |
13 |
да |
21 |
да |
29 |
да |
37 |
да |
45 |
да |
53 |
да |
61 |
да |
6 |
нет |
14 |
да |
22 |
нет |
30 |
да |
38 |
да |
46 |
да |
54 |
да |
62 |
да |
7 |
да |
15 |
да |
23 |
да |
31 |
да |
39 |
да |
47 |
да |
55 |
нет |
63 |
да |
8 |
да |
16 |
нет |
24 |
да |
32 |
да |
40 |
да |
48 |
да |
56 |
да |
64 |
нет |
Подсчитайте количество баллов по отдельным признакам:
№ п/п |
Признак |
Номера утверждений |
Сумма баллов |
I |
Ухудшение самочувствия: | ||
• эмоциональные сдвиги | 2, 4, 7, 10, 13, 14, 15, 31 | ||
• особенности отдельных психических процессов | 24, 28, 32, 33 | ||
• снижение общей активности | 22, 23, 27, 29, 36 | ||
• ощущение усталости | 1, 8, 30, 34, 35, 63 | ||
II |
Соматовегетативные нарушения | 5, 37–54, 64 | |
III |
Нарушение цикла «сон — бодрствование» | 55–62 | |
IV |
Особенности социального взаимодействия | 3, 6, 9, 11, 12, 16–19 | |
V |
Снижение мотивации к деятельности | 20, 21, 25, 26 | |
|
Всего баллов |
Подсчитайте общее количество баллов. (Максимально возможное количество баллов — 128)
Оценка уровня профессиональной дезадаптации
Степень выраженности дезадаптации определяется количеством набранных баллов:
96 баллов и более — высокий уровень дезадаптации, требует принятия неотложных мер (психологических и медицинских);
от 65 до 95 баллов — выраженный уровень дезадаптации, требует обязательного вмешательства специалистов, смены профессии или проведения программы по реадаптации;
от 32 до 64 баллов — умеренный уровень дезадаптации, требует оказания помощи специалистов по проведению реадаптации;
до 32 баллов — низкий уровень дезадаптации, полезно проведение консультативной работы специалистов.
Сумма баллов по отдельным признакам определяет степень их влияния на общий уровень профессиональной дезадаптации.