Психологические тесты
Мотивация к избеганию неудач
Первые три методики этой группы являются взаимодополняющими и, как правило, используются вместе. Это: диагностика мотивации к успеху, диагностика мотивации к избеганию неудач и диагностика степени готовности к риску. Первые два теста призваны выявить направленность личности на достижение или избегание, а также силу этой направленности. Будет ли новый сотрудник стремиться к достижению новой, амбициозной цели или же, напротив, предпочтет сохранять то, что уже достигнуто, удерживать ранее наработанный уровень как можно лучше. Естественно, в работе важны оба эти качества, но для одних категорий персонала важнее обладать первым стремлением, а для других – вторым.
Третья методика – склонность к риску – дополняет первые две, и кроме прямого указания на отношение сотрудника к рискованным действиям, указывает также, насколько выражены у него мотивации к успеху или избеганию неудач. Настолько ли он хочет добиться цели, что ради этого готов идти на риск? Насколько велик риск, к которому он готов? А готова ли к такому риску компания? Или же он так боится неудачи, и так мало склонен хоть чем-то рисковать, что предпочтет двигаться по раз и навсегда прописанному алгоритму и перепроверять себя по нескольку раз (очень хорошо для делопроизводителя, например).
В эту же группу при необходимости мы включаем и тест «Вектор активности». Оннаправлен на выявление творческого/исполнительского потенциала сотрудников. Предложено три основных вектора активности человека: генератор идей, критик, исполнитель.
Тест Мотивация к избеганию неудач
Фамилия Имя Отчество __________________________________________________
1 | смелый | бдительный | предприимчивый |
2 | кроткий | робкий | упрямый |
3 | осторожный | решительный | пессимистический |
4 | непостоянный | бесцеремонный | внимательный |
5 | неумный | трусливый | недумающий |
6 | ловкий | бойкий | удалой |
7 | хладнокровный | колеблющийся | удалой |
8 | стремительный | легкомысленный | боязливый |
9 | незадумывающийся | жеманный | непредусмотрительный |
10 | оптимистичный | добросовестный | чуткий |
11 | меланхоличный | сомневающийся | неустойчивый |
12 | трусливый | небрежный | взволнованный |
13 | опрометчивый | тихий | боязливый |
14 | внимательный | неблагоразумный | смелый |
15 | рассудительный | быстрый | мужественный |
16 | предприимчивый | осторожный | предусмотрительный |
17 | взволнованный | рассеянный | робкий |
18 | малодушный | неосторожный | бесцеремонный |
19 | пугливый | нерешительный | нервный |
20 | исполнительный | преданный | нервный |
21 | предусмотрительный | бойкий | отчаянный |
22 | укрощённый | безразличный | небрежный |
23 | осторожный | беззаботный | терпеливый |
24 | разумный | заботливый | храбрый |
25 | предвидящий | неустрашимый | добросовестный |
26 | поспешный | пугливый | беззаботный |
27 | рассеянный | опрометчивый | пессимистичный |
28 | осмотрительный | рассудительный | предприимчивый |
29 | тихий | неорганизованный | боязливый |
30 | оптимистичный | бдительный | беззаботный |
Методика диагностики мотивации к избеганию неудач Т.Элерса
Инструкция: Вам предлагается список из 30 строк, по 3 слова в каждой. В каждой строке выберите только одно из 3-х слов, которое наиболее точно Вас характеризует, и подчеркните его.
Ключ к тесту:
Вы получаете по 1 баллу за следующие выборы, приведенные в ключе (первая цифра перед дефисом означает номер строки, вторая цифра после дефиса — номер столбца, в котором нужное слова. Например, 1/2 означает, что слово, получившее 1 балл в первой строке, во втором столбце — «бдительный»). Другие выборы баллов не получают.
Подсчет:
1/2; 2/1; 2/2; 3/1; 3/3; 4/3; 5/2; 6/3; 7/2; 7/3; 8/3; 9/1; 9/2; 10/2; 11/1; 11/2; 12/1; 12/3; 13/2; 13/3; 14/1; 15/1; 16/2; 16/3; 17/3; 18/1; 19/1; 19/2; 20/1; 20/2; 21/1; 22/1; 23/1; 23/3; 24/1; 24/2; 25/1; 26/2; 27/3; 28/1; 28/2; 29/1; 29/3; 30/2.
Результат:
— от 2 до 10 баллов: низкая мотивация к защите;
— от 11 до 16 баллов: средний уровень мотивации;
— от 17 до 20 баллов: высокий уровень мотивации;
— свыше 20 баллов: слишком высокий уровень мотивации к избеганию неудач, защите.
Анализ результата:
Результат анализируется вместе с тестами «Мотивация к успеху» и «Готовность к риску».
Исследования Д. Мак-Клеманда показали, что люди с высоким уровнем защиты, то есть страхом перед несчастными случаями, чаще попадают в подобные неприятности, чем те, которые имеют высокую мотивацию на успех.
Исследования показали также, что люди, которые боятся неудач (высокий уровень защиты), предпочитают малый, или, наоборот, чрезмерно большой риск, где неудача не угрожает престижу. Немецкий ученый Ф. Буркард утверждает, что установка на защитное поведение в работе зависит от 3-х факторов:
— степени предполагаемого риска;
— преобладающей мотивации;
— опыта неудач на работе.
Усиливают установку на защитное поведение два обстоятельства: во-первых, когда без риска удается получить желаемый результат; во-вторых, когда рискованное поведение ведет к несчастному случаю. Достижение же безопасного результата при рискованном поведении, наоборот, ослабляет установку на защиту, т. е. мотивацию к избеганию неудач.