Бизнес-игры

Бизнес игра — Взаимоотношения

Приблизительное время проведения: до 1.5 часа, включая 25 минут на подготовку и 30 минут на обсуждение.

Число участников: 2 плюс наблюдателя.

Оборудование: письменный стол, стулья и столы (тренеры могут предложить участникам выбрать по своему усмотрению наиболее подходящие для них кресла или стулья); доска для записи выводов во время обсуждения; видеокамера, стойка для нее, видеомагнитофон и ТV-монитор (если есть необходимость).

Выдайте каждому участнику листки с общей информацией, а также с описанием его роли: начальника или подчиненного. Наблюдатели получают копии всех материалов и таблицы ведения наблюдений.

Раздайте инструкции для участников.

НАВЫКИ, ПОЛУЧАЕМЫЕ В ИГРЕ

▪Все общие навыки проведения аттестации, включая умение задавать вопросы, слушать, высказывать позитивные и негативные замечания, следить за невербальными сигналами.

▪Умение оценить мнения и взаимоотношения, чтобы понять глубинные причины поведения.

▪Умение предложить оригинальные альтернативы выхода из ситуации, чтобы облегчить согласованное принятие требований на будущее.

▪Проявление чуткости в личных ситуациях, умение взаимодействовать со сложными характерами, справляться с эмоциями и чувством обиды на критику.

▪Четкое определение и согласование планов, целей и потребностей в обучении.

Схема проведения

Кратко объясните суть ситуации участникам и дайте им 25 минут на подготовку. Пока участники готовятся, поручите наблюдателям создать декорацию кабинета начальника. Игра должна длиться около 30 минут. После ее окончания участникам дается некоторое время, чтобы выйти из своих ролей, и начинается обсуждение.

Обсуждение

Во время обсуждения рекомендуется обратить особое внимание на следующие вопросы.

▪Добился ли руководитель своей цели?

▪Согласился ли сотрудник с тем, что ему необходимо измениться» и был ли принят согласованный план действий на будущее?

▪Какие варианты реакции можно ожидать от сотрудника в подобной ситуации и каковы должны быть действия руководителя?

▪Насколько удалось руководителю стимулировать объективную самооценку сотрудника?

1. Общая информация

Галина Юрьевна Милевская — оператор ввода данных в страховой компании «СтраЖ». Компания эта хорошо известна по всей стране и специализируется на страховании жилья и транспортных средств, включая морской транспорт. В главном офисе компании работают 250 человек, многие из которых работают на полставки. Только пять человек из 14 в отделе ввода данных работают на полную ставку, включая и новую начальницу Александру. Ей всего 19 лет, и она недавно получила свою должность.

Отдел ввода данных является частью административного корпуса. Руководитель всего корпуса имеет в подчинении 25 человек и проводит их аттестацию. Отдел ввода данных занимается вводом в компьютерную систему всей необходимой информации не только для схемы административного контроля компании, но также для начисления премиальных выплат и осуществления общего контроля за политикой страхования многочисленных клиентов. Новая схема контроля используется только около 6 месяцев, а предыдущая применялась на протяжении 8 лет.

Работа оператора довольно монотонная и в принципе несложная. Главное здесь — уметь быстро и точно вводить большое количество информации в виде цифр и текста. Система отслеживает быстроту ввода каждого оператора, когда тот нажимает на клавиши, и каждую неделю составляется отчет о качестве работы операторов. Это непопулярная мера, но она дает начальству объективную основу для оценки качества работы сотрудников.

2. Информация для сотрудника

Вы — Галина Юрьевна Милевская, оператор ввода данных в компании«СтраЖ». Вы пришли в компанию 8 лет назад, как раз, когда устанавливалась старая компьютерная система. Работать вы стали вскоре после того, как умер ваш муж. Вы работаете на полную ставку, потому для вас важно общение с людьми и интерес к жизни, который придает вам работа. Вам 56 лет, вы живете одна. У вас нет близких родственников, и. можно сказать, работа для вас в буквальном смысле — это жизнь.

Вы твердо убеждены, что многое на работе можно было бы улучшить и очень расстраиваетесь из-за того, что у вас нет такой возможности. Для начала вы хотели бы приструнить некоторых юнцов, которые с вами работают. Похоже, они ни в чем не знают толк, и понятия не имеют, что такое дисциплина.

По вашему мнению, своей добросовестной работой, а также в силу вашего воспитания в старой школе (когда все было гораздо тяжелее), вы проявляете достаточное уважение к начальству и компании. Вы цените, что они дают вам средства к существованию. Вы хорошо справляетесь с работой. По скорости и точности набора данных вы занимаете одно из первых мест в отделе, но с новой схемой расчетов вам становится все сложнее хорошо выполнять свою работу, а все эти смешки и болтовня, без конца раздающиеся в отделе, создают дополнительные трудности. Вот, например, на прошлой неделе вы сказали некоторым вашим молодым коллегам, чтобы они прекратили шуметь и вместо этого занялись работой. Они на это обиделись, и произошла небольшая перебранка. Тут зашел начальник и все прекратил. Вы твердо уверены, что смогли бы справляться с управлением гораздо лучше, чем эта девушка Александра, так называемая новая начальница. Уже несколько раз вы выполняли за нее ее же работу, когда осаживали молодых девушек в отделе. Взять хотя бы последний случай. Они несколько раз грубили, и вы поставили об этом в известность менеджера, а также заметили, что новая начальница не справляется. Это произошло несколько недель назад.

После внедрения новой системы вам приходится прилагать очень большие усилия, чтобы продолжать работать так же быстро и безошибочно. Вас очень раздражают и отвлекают другие сотрудники, так как приходится прилагать гораздо больше усилий, чтобы сосредоточиться. У вас появились головные боли, хотя последняя проверка зрения показала, что с глазами все в порядке. Все это вас очень беспокоит, так как качество вашей работы зависит от того, насколько быстро и точно вы вводите данные. Вы не хотите, чтобы что-нибудь из этого стало известно руководству компании.

Похоже, аттестация — это идеальная возможность для вас обсудить с начальником вопрос о расширении своих полномочий и начать наводить порядок на работе.

3. Информация для начальника

Галина Юрьевна Милевская работает в страховой компании вот уже 8 лет в качестве оператора ввода данных. Ей 56 лет. Она трудолюбивая и очень добросовестна, никогда не опаздывает и не прогуливает. Работает она быстро и точно и всегда содержит свое рабочее место в чистоте и порядке. Тем не менее, Вас беспокоят ее отношения с другими сотрудниками. Например, на прошлой неделе вас вызвали разобраться с ситуацией, когда Галина Юрьевна кричала на весь кабинет, чтобы другие ее коллеги прекратили болтать и занялись работой. Иногда даже создается впечатление, что она берет на себя обязанности, которые не входят в ее компетенцию, и уж во всяком случае, ни к чему было так реагировать, потому что в отделе никогда не разговаривают так, чтобы это мешало нормальной работе.

Галина Юрьевна приходила к вам совсем недавно с жалобами на поведение своих коллег и как бы ненароком пожаловалась на Александру, новую начальницу отдела. Александру поставили на эту должность из-за ее настойчивости, энтузиазма и умения объяснять молодым, сотрудникам, работающим на полставки, все нюансы новых высокотехнологичных систем и процедур. У вас нет оснований быть недовольным ее работой. Александра умеет найти контакт с большинством сотрудников примерно одного с ней возраста, хотя вы допускаете, что могут возникать сложности с Галиной Юрьевной из-за большой разницы в возрасте.

Вы очень довольны тем, как Галина Юрьевна выполняет повседневные обязанности, но она создает много сложностей, считая, что все знает лучше других и имеет право учить остальных, как нужно работать. Вы подозреваете, что именно ее отношение в большой степени является причиной высокой текучести кадров в отделе. Надо в корне разобраться с этой проблемой и заставить Галину Юрьевну понять, что ей необходимо изменить свое отношение к начальнице и коллегам.

Остались вопросы? Пишите нам!