Бизнес-игры

Алгоритм решения управленческих проблем

отдам в хорошие руки петрозаводск АЛГОРИТМ РЕШЕНИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ

Цель деловой игры

▪        Разработка алгоритма решения управленческих проблем.

▪        Формирование навыков коллективной выработки решений.

Исходная информация

Как известно, искусство менеджера заключается в том, чтобы своевременно предусматривать проблемы и своевременно наметить и реализовать пути решения их. Задание заключается в том, чтобы определить последовательность выполнения менеджером действий, отмеченных в бланке участника игры.

На бланке участника игры в №3 «Индивидуальная оценка» пометить очередность действий при решении проблем от №1 к № 18. При групповой работе то же самое обозначение проставьте в №.4 «Групповая оценка». После объявления руководителем игры эталонной последовательности действий и заполнения № 5 «Эталон» рассчитайте и заполните гр.6-8.

Бланк участника игры.

1 2 3 4 5 6 7 8
1 Описание проблемы
2 Документальное оформление заданий
3 Определение возможности решения проблемы
4 Определение отклонения фактического состояния системы от желаемого
5 Оценка степени полноты и достоверности информации о проблеме
6 Оформление решения
7 Разработка вариантов решения проблемы
8 Определение существования проблемы
9 Оценка новизны проблемы
10 Контроль за выполнением решения
11 Выбор решения
12 Оценка вариантов решения
13 Организация выполнения решения
14 Постановка заданий исполнителю
15 Выбор критерия оценки вариантов решения
16 Установление взаимосвязи с другими проблемами
17 Формулировка проблемы
18 Определение причин возникновения проблемы
Сумма ошибок

где 1 — № по порядку;

2 — наименование действия (этапов) принятия управленческого решения;

3 — индивидуальная оценка;

4 — групповая оценка;

5 — эталон;

6 — индивидуальная ошибка;

7 — групповая ошибка;

8 — отклонение индивидуальной ошибки от групповой.

 

Рекомендации и порядок проведения деловой игры

Руководитель игры ставит задание на игру, объясняет ее исходные условия и задания участнику. Каждый участник игры принимает самостоятельное решение относительно разработки АРУП, вырабатывает собственное мнение на основе практического опыта решения проблем. Каждая команда путем взаимных консультаций вырабатывает общую идею относительно разработки АРУП. Один из членов команды (ситуативный лидер) докладывает и отстаивает мнение своей команды.

Правила игры

Из 18 действий, отмеченных в бланке участника, нужно последовательно составить алгоритм решения управленческих проблем, для чего необходимо пронумеровать действия порядковыми номерами от 1 до 18; сначала каждый игрок принимает решение самостоятельно, без каких-либо консультаций с другими игроками. На все непонятные вопросы отвечает только руководитель игры. Каждый игрок об окончании работы сообщает поднятой рукой; потом все игроки разделяются на команды с 5-7 человек и в свободном обмене мнениями (в команде) вырабатывают общее коллективное мнение относительно АРУП. Команды не обмениваются мнениями между собой. Об окончании выполнения задания сообщается поднятием руки; представитель команды, докладывая групповое решение, имеет право защищать его логическими доказательствами; руководитель игры фиксирует время принятия как индивидуальных, так и групповых решений.

Модель игры

Руководитель объясняет исходную ситуацию и правила игры. Игрокам раздаются бланки участника игры. Устно даются необходимые объяснения к ним. Участники игры принимают решение по поставленному заданию индивидуально, а затем коллективно в группах. Представитель каждой группы докладывает о принятом решении и его логическое обоснования. Руководитель на основании личных наблюдений анализирует работу участников игры, сообщает результаты, поощряет победителей.

Регламент игры

Игра проводится в один цикл. Приблизительное время этапов игры: объяснение руководителя об игре — 15 мин; индивидуальные разработки участников — 30 мин; коллективные решения участников — 30 мин.; подведение итогов и объявление результатов — 15 мин.

Подведение итогов деловой игры сравнивает индивидуальные и коллективные решения относительно разработки АРУП, сообщает результаты игры, анализирует групповую деятельность ее участников, соотнося ее с полученными результатами.

Критерии оценки

Время выполнения задания; правильность решения задания — типичная ошибка в решении задания при индивидуальной и групповой работе. Каждая конкретная ошибка вычисляется как разница по эталону «Выбор решения — №13», а мнение участника игры — «Выбор решения — №9», следовательно, ошибка равняется 4 единицы.

Единственный критерий — сумма очков. Время работы эквивалентно полученным очкам из расчета: 1 минута — 3 очка. Одна ошибка при выполнении оценивается в одно очко. В индивидуальном и коллективном зачетах побеждает тот, кто набрал наименьшее количество очков. Например, при сравнении результатов двух участников игры получаем: первый тратил 15 мин. и  допустил суммарную ошибку 18, а второй — 10 мин. и допустил суммарную ошибку 22. За основу расчета берем 10 мин. Тогда первый игрок в итоге набирает 18 + (15 -10) * 3 = 33 очка, а  второй — 22. Аналогично сравнивается и групповая работа. Каждое нарушение правил игры штрафуется двумя очками.

Остались вопросы? Пишите нам!